Top.Mail.Ru
Заказать консультацию
специалиста 1С
Отправить заявку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Эмоциональный интеллект

Кадочникова Алена Посмотреть все статьи >> Консультант по внедрению 1С франчайзинговой сети "ИнфоСофт".
22.03.2022
736
Время прочтения - 6 мин.
Заказать консультацию

Давно пора признать, что мир вокруг нас поменялся и продолжает стремительно меняться дальше. Мы видим и чувствуем, что:

- мир стал меняться быстрее: теперь в день выпускается по три новых телефона, компьютеры и планшеты устаревает за месяц, наш язык пополняется тысячами новых слов на разных языках мира, еду больше не нужно выращивать и готовить – ее привозят домой.

- бизнес стал конкурировать не качеством продукции, а качеством сервиса, меняются организационные структуры и подходы к работе. Научно-технический прогресс перестал быть достаточным для развития бизнеса, на арену вышел организационно-психологический фактор – люди вспомнили, что они живые. На первый план выходят самоорганизованные команды, руководители трансформируются в агентов изменений и фасилитаторов. На смену жестким структурам стали приходить более гибкие.

- наши родители работали на одном и том же предприятии по 20-30 лет. И это считалось стабильностью. Для нового поколения залогом стабильности стало постоянное развитие и востребованность, возможность приспособится к любым внешним изменениям, свободно серфить по жизни: если одна волна несет тебя на скалы, можно поймать другую.

 

Чтобы было сухо и чисто, нужно сушить и чистить

На фоне всех изменений остро встала необходимость перестраиваться и компаниям, и, особенно, руководителям. Наряду с компетентностью и твердостью характера стало важным проявлять чуткость, тактичность, умение слушать и слышать, понимать и сочувствовать, установить контакт и найти общий язык. Умными западными словами это называется «эмоциональный интеллект», а по-нашему «мудрость», но поскольку отечественный аналог отрастил слишком длинную бороду, будем использовать его юный неотягощенный стереотипами вариант.

Итак, эмоциональный интеллект. Теперь и в России.

Развивать эмоциональный интеллект необходимо, так как уравновешенный, спокойный сотрудник:

– бережет свое здоровье;

– бережет здоровье руководителя;

– бережет здоровье коллег;

– эффективнее в переговорах;

– продуктивнее в работе;

– и, как следствие, более успешен во всех смыслах.

«Википедия» определяет «интеллект», как «общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем». Видов интеллекта существует несколько:

  • лингвистический (или вербальный) - интеллект оперирует информацией, заложенной в словах;

  • логико-математический (IQ) – интеллект оперирует информацией, заложенной в цифрах;

  • кинестетический – взаимодействие с пространством и телесными ощущениями;

  • эмоциональный интеллект – способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть эмоциями.


Пустоту можно наполнить любой эмоцией

Наши реакции – то, как нас научили реагировать в детстве, когда мы еще не имели опыта.

Наши правила – те, которым нас научили, когда мы еще не были способны критически мыслить.

Часто ли мы задумываемся о том, как мы на самом деле относимся к чему-то, отбросив представления, как должно быть, а почему должно быть так, а почему так правильно и что такое это «правильно»?

В обществе мы привыкли, что есть правильный и неправильный ответ, за правильный тебя хвалят, а за неправильный – наказывают. И мы привыкли так мыслить – черное-белое. Отсюда родом наши стереотипы, предубеждения, границы, рамки, устаревшие традиции. Никто никогда не говорил нам что-то вроде: мир разнообразен, нет правильного или неправильного – есть точка зрения, есть множество вариантов развития событий и любой из них может привести к цели, что план можно менять по ходу действия, потому что мир большой, живой и дышащий и это нормально.

Подпишитесь на дайджест!
Подпишитесь на дайджест, и получайте ежемесячно подборку полезных статей.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Невозможно ни с кем не спорить: ну, невозможно, так невозможно

Спорить заставляет постоянный внутренний конфликт – энергия, которая жаждет выплеснуться. Она хочет заявить о своем существовании. Человек внутренне спокойный не будет создавать негативную ситуацию – ему просто лень неконструктивно тратить энергию, она используется для созидания. Этого нельзя сказать о человеке со штормом внутри. Он должен его выплеснуть. Его инстинкт выживания подталкивает его к тому, чтобы заявить о своем конфликте любым способом, дать разряд, снизить разницу потенциалов между двумя точками зрения внутри себя самого.


Гнев ведет на темную сторону

Чаще всего подобный конфликт возникает из-за несоответствия того, что человек делает, и того, что получает. Потому что делает он что-то в соответствие с тем, чему его научили в детстве. И человек реагирует так, как научили, потому что так правильно, и получает все время один и тот же результат. И если результат человека не устраивает, возникает раздражение: я же свое делаю правильно, почему получается не так, как мне нужно? И чаще всего приходит к выводу, что это люди вокруг неправильные.

Чтобы изменить результат, нужно изменить действие. Чтобы изменить действие, нужно изменить реакцию. Чтобы изменить реакцию, нужно изменить отношение. Нужно допустить, что есть другое «правильно», и оно тоже настоящее.


Ложки нет

Гибкость ума и способность воспринимать мир без стереотипов, позволяет видеть те варианты решения, которые мы и не видели через призму установленных кем-то правил. Но если «ложки нет», то с ней можно делать что угодно. А если ты можешь придумывать свои правила, то можешь придумать множество путей достижения целей и достичь успеха социально приемлемым гуманным и доброжелательным по отношению к окружающим способом.

Чтобы «расшатать» свое восприятие, можно начать с того, чтобы каждый день осознанно делать что-то по-новому: есть суп не ложкой, а палочками; в течение недели возвращаться домой разной дорогой; каждое утро заваривать новый сорт чая – делать из привычных вещей, непривычные. Кажется, что это мелочи. Да. Это мелочи. Но, с точки зрения мозга, поедание супа палочками – это что-то вроде полета Гагарина вокруг Земного шара


Не тот счастлив, кто прав - а тот прав, кто счастлив

Стереотипы того, как должно быть, наши заученные в детстве реакции – рождают эмоциональные триггеры. У каждого из нас они свои— это особые ситуации или события, которые запускают особые эмоциональные реакции. Счастливый опыт может вызвать приятные эмоции. Например, определенная песня или мелодия может вызвать приятные воспоминания о счастливых случайностях и событиях.

Но когда что-то идет не так, это становится «спусковым крючком» для многих из нас. Для кого-то критика его одежды – равноценна издевательству. Для одного человека забыть позвонить родителям – является триггером к появлению тревоги с чувства вины, для другого резкое движение автомобиля впереди – триггер для гнева. Хотя все эти ситуации по сути – нейтральны – и эмоционально окрашенными они становятся, только пройдя через призму нашего предыдущего опыта.

Эмоциональные триггеры часто толкают нас на такие поступки, которые со стороны кажутся нелогичными и не поддающимся контролю, если, конечно, не знать, какой прошлый опыт заставляет человека так действовать. Но чтобы научиться понимать других, нужно для начала научиться понимать себя.

  1. Определите свои триггеры. Вы не можете предсказать каждую ситуацию, но знаете, какие из них выводят вас из себя. Что может неожиданно вас напугать? Что вас мгновенно огорчает? В каких ситуациях вы испытываете разочарование и обиду? Из-за чего вы точно почувствуете себя смущенным и униженным? Составьте список таких ситуаций. Часто вы не можете распознать свой триггер, пока он не сработает?

  2. Когда у вас возникает сильная эмоциональная реакция, записывайте ее. Опишите без лишних подробностей, в двух-трех предложениях, то, как возникла эмоция и что к этому привело. Когда энергия эмоции превращается в слова, она теряет свою остроту.

Определение и понимание своих триггеров — это первый шаг к управлению ими.


Заказать консультацию специалиста 1С
Оставьте заявку и наши эксперты проконсультируют вас по данной статье.
Отправить заявку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Рассказать друзьям
Управление персоналом
Вам может быть интересно: