Top.Mail.Ru
Заказать консультацию
специалиста 1С
Отправить заявку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Групповой учет однотипных ОС

Васильева Мария Посмотреть все статьи >> Старший консультант по внедрению 1С партнёрской сети "ИнфоСофт".
01.06.2023
3707
Время прочтения - 8 мин.
Заказать консультацию

При принятии к учету партии однотипных товарно-материальных ценностей (ТМЦ) не всегда целесообразно списывать всю стоимость совокупности ТМЦ, поэтому объекты можно объединить в групповое основное средство (ОС). Рассмотрим на примере 1С:ERP, как вести групповой учет ОС, какие особенности необходимо учитывать при работе с групповыми ОС.


Особенности групповых ОС

1.png


Карточка группового ОС выглядит следующим образом:

Групповые основные средства используются для обобщенного учета ТМЦ переданных в эксплуатацию (если стоимость всей совокупности ТМЦ является существенной и не целесообразно ее списывать при передаче в эксплуатацию). В учете групповых ОС есть особенности:

  • не ведется карточка ОС-6;

  • не применяется подсистема ремонтов;

  • не ведется инвентарный учет;

  • не начисляются имущественные налоги;

  • при выбытии ТМЦ, входящих в состав группового ОС, необходимо делать уменьшение стоимости группового ОС на стоимость списываемых ТМЦ.

Для учета используются документы подсистемы Внеоборотные активы.

В стоимость одного группового ОС включается стоимость всех ТМЦ у которых одна категория эксплуатации и месяц передачи в эксплуатацию. По умолчанию групповое ОС создается автоматически при передаче в эксплуатацию. Но есть возможность создать групповое ОС вручную и указать его при передаче в эксплуатацию.


Когда использовать групповые ОС?

Групповые основные средства можно использовать, если одновременно выполняется несколько условий для объединяемых объектов:

  • ТМЦ однотипные, выполняют однородную функцию в организации;

  • срок полезного использования (СПИ) объектов одинаковый;

  • стоимость объектов незначительна (в налоговом учете менее 100 тыс., в бухгалтерском учете определяется учетной политикой).

Условия, которые должны соблюдаться, описаны в рекомендации Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-125/2021-КпР «Групповая единица учета основных средств».

Подпишитесь на дайджест!
Подпишитесь на дайджест, и получайте ежемесячно подборку полезных статей.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Как объединить ТМЦ в групповое ОС?

Рассмотрим на примере. Наша организация решила вести учет мониторов в виде группового ОС, так как стоимость одной единицы незначительна, но стоимость всей закупаемой партии является существенной.

Создаем категорию эксплуатации для ТМЦ. Для этого необходимо перейти Внеоборотные активы – Настройки и справочники – ТМЦ в эксплуатации – Категории эксплуатации. Создаем новую категорию:

2.png

    

  • Имущественный учет – позволяет выполнять следующие действия с ТМЦ: перемещение, списание, возврат, а также включить нижестоящие флаги. Если данный флаг выключен, то ТМЦ в количественном выражении будут списаны при передаче в эксплуатации.

  • Учет по инвентарным номерам – каждой единице ТМЦ будет присвоен инвентарный номер, учет ТМЦ данной категории в системе будет вестись в разрезе инвентарных номеров.

  • Учет по физ. лицам – текущий флаг позволяет закреплять ТМЦ за конкретным физическим лицом. Если флаг отключен, то ТМЦ будет учитываться только на подразделении.

  • Учитывать в виде группового ОС – флаг, который позволяет списывать стоимость ТМЦ в течение СПИ при амортизации группового ОС. При включении данного флага, появляется возможность выбрать группу ОС, а также статью, которая будет использоваться по умолчанию при передаче ТМЦ в эксплуатацию.

  • Статья расходов – статья, которая будет использоваться по умолчанию при заполнении принятия к учету группового ОС.

Для объединения ТМЦ в групповое ОС достаточно включить имущественный учет, учитывать в виде группового ОС, указать статьи, а также выбрать группу ОС.

Ниже в таблице указаны настройки статей, которые использовались для настройки категории эксплуатации:

3.png

Наименование статьи

Квалификация расходов и настройки отнесения

Тип аналитики расходов

Формирование стоимости ОС

Расходы возникают при формировании внеоборотных активов и относятся на стоимость внеоборотных активов

Основные средства

Инвентарь (управленч.)

Расходы возникают в иных процессах, включая общепроизводственные и общехозяйственные и относятся на финансовый результат (расходы тек. периода)

Подразделение

 

Передаем ТМЦ в эксплуатацию.

Статья заполнится автоматически после выбора категории эксплуатации. Если аналитику у статьи оставить незаполненной, то групповое ОС будет создано автоматически (название будет состоять из категории эксплуатации и СПИ). 

4.png


Автоматически созданное групповое ОС:

5.png

С помощью документа «Принятие к учету ОС» Групповое ОС требуется принять к учету до конца месяца, в котором ТМЦ переданы в эксплуатацию:

При создании документа «Принятие к учту ОС» данные заполнятся автоматически, исходя из категории эксплуатации и стоимости ТМЦ. СПИ группового ОС по умолчанию заполнится СПИ из категории эксплуатации, если срок использования ОС отличается от срока, который указан в категории эксплуатации, то его можно исправить на вкладке «параметры учета».

Амортизация отражается в расходах подразделений пропорционально доли стоимости ТМЦ (или количеству, если цены не указаны), в которых они находятся (также и направления деятельности). При необходимости, способ отражения амортизации можно изменить с помощью документа «Изменение параметров ОС».

После ввода в эксплуатацию групповое ОС имеет те же операции, что и ОС (перемещение, реализация и др.), за исключением выше описанных пунктов (отсутствие ремонтов, начисления имущественных налогов и др.).


Как списать ТМЦ, которые в составе группового ОС?

Формируем документ «Списание из эксплуатации», в котором указываются ТМЦ, которые необходимо списать. При выбытии ТМЦ нужно скорректировать стоимость группового ОС. Выбытие ТМЦ и списание ОС должны быть сформированы в одном месяце. Для этого переходим в рабочее место «Списание ОС при выбытии ТМЦ» (Внеоборотные активы – Основные средства – Списание ОС при выбытии ТМЦ):

6.png


Оформляем «Списание ОС»:

7.png

Стоимость списания можно указать вручную или рассчитать автоматически по формуле:

  • [Стоимость списания] = [Текущая стоимость ОС] * [Доля уменьшения стоимости]
    где
    • [Доля уменьшения стоимости] = [Стоимость выбывших ТМЦ] / [Стоимость ТМЦ до выбытия]
    • [Стоимость выбывших ТМЦ] = [СУММА по всем ТМЦ (количество выбывших * цена по виду цен)]
    • [Стоимость ТМЦ до выбытия] = [СУММА по всем ТМЦ (количество до выбытия * цена по виду цен)]

Если цена не задана хотя бы по одному ТМЦ, то используется формула:

8.png

[Стоимость списания] = [Текущая стоимость ОС] * [Количество выбывших ТМЦ] / [Всего ТМЦ]


Вид цен, по которому оцениваются ТМЦ, указывается в учетной политике финансового учета.

9.png


Для корректного расчета должно быть выполнено закрытие предыдущего месяца.

Мы рассмотрели особенности учета групповых ОС. Так как их учет ведется в подсистеме внеоборотных активов, документы аналогичны обычным ОС. Различия групповых и обычных ОС заключается в способе формирования стоимости ОС, в формировании списания ОС, а также в самой карточке ОС.


Заказать консультацию специалиста 1С
Оставьте заявку и наши эксперты проконсультируют вас по данной статье.
Отправить заявку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Рассказать друзьям
1C:ERP
Вам может быть интересно: