Top.Mail.Ru

С 30 сентября - новые условия работы контрольно-счетных органов: есть важные моменты

Поправки внесены в Закон N 6-ФЗ об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Все они вступят в действие 30 сентября текущего года.

Большая часть нововведений касается непосредственно структуры контрольно-счетных органов, статуса, прав и полномочий их сотрудников. Однако некоторые поправки стоит принять к сведению всей бюджетной сфере, ведь КСП может прийти с внешней проверкой и в региональный орган власти, и в местную администрацию, и в учреждение.

Итак, обратим внимание на основные изменения:

1. Структура и штат: требования к кандидатам на должность, заключение вышестоящего органа, статус должностей

С указанной даты в структуре региональных контрольно-счетных органов может быть предусмотрено несколько заместителей председателя.

Штатную численность контрольно-счетного органа по-прежнему утверждает законодательный/ представительный орган, но теперь - только по представлению председателя контрольно-счетного органа.

Председателя регионального контрольно-счетного органа можно назначить на должность только при наличии заключения Счетной палаты РФ о соответствии кандидатуры установленным требованиям - обратиться с этим заключением должен законодательный/ представительный орган власти субъекта РФ. В отношении кандидата на пост председателя муниципального контрольно-счетного органа заключение выносит региональная КСП. Порядок проверки кандидата на председательство в контрольно-счетном органе определяет вышестоящий орган: для региона - Счетная палата РФ, для муниципального органа - КСП субъекта РФ.

Уточнены и требования к соискателям на должность председателя, а также его заместителей и аудиторов контрольно-счетного органа. Если ранее Закон N 6-ФЗ оговаривал обязательное наличие опыта работы в соответствующих сферах, то теперь указывает и то, насколько большим должен быть этот опыт, - не менее пяти лет.

Должности председателя, его заместителей, а также аудиторов однозначно относятся к государственным должностям субъекта РФ, муниципальным должностям. Имеющаяся на сегодняшний день в Законе N 6-ФЗ оговорка "могут быть отнесены" исключена.

Законом субъекта РФ или муниципальным актом, регулирующим вопросы деятельности контрольно-счетных органов, могут быть предусмотрены должности государственной/ муниципальной службы, которые относятся к инспекторам контрольно-счетных органов.

2. Гарантии работникам контрольно-счетных органов теперь закреплены в законе

Закон N 6-ФЗ дополнен статьей, оговаривающей материальное и социальное обеспечение должностных лиц контрольно-счетных органов. В частности, им гарантируются:

- денежное содержание/ вознаграждение,

- ежегодные оплачиваемые отпуска - основной и дополнительные,

- профессиональное развитие, в т.ч. получение дополнительного профессионального образования,

- другие меры материального и социального обеспечения, установленные для должностных лиц государственной/ муниципальной службы.

3. Больше полномочий при проверках: участие экспертов и правохранителей

Контрольно-счетные органы будут вправе привлекать к участию в проведении контрольных и иных мероприятий специалистов самого разного профиля и компетенций:

- контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей,

- аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации,

- отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.

4. Взаимодействие с проверяемыми: что нужно и важно учесть организациям бюджетной сферы

Сейчас Закон N 6-ФЗ отводит 1 месяц на то, чтобы уведомить контрольно-счетный орган о решениях и мерах, принятых по предписанию, выданному по результатам проверки. С 30 сентября уведомить нужно будет в течение срока, указанного в представлении, или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения.

Дополнительно предусмотрено, что срок выполнения представления может быть продлен по решению контрольно-счетного органа, но не более одного раза.

Ну и, пожалуй, наиболее важное нововведение: руководители проверяемых органов и учреждений обязаны обеспечить ревизоров контрольно-счетных органов оборудованным рабочим местом с доступом к справочным правовым системам, Интернету и государственным/ муниципальным информационным системам.

Заметим, речь идет не просто о выделении проверяющим стандартного комплекта "стол, стул, компьютер". Речь о предоставлении паролей к ГИС или МИС, используемых в деятельности объекта контроля - проверяемого органа или учреждения. Ведь далеко не вся информация, необходимая для проведения контрольных мероприятий, содержится в ГИИС "Электронный бюджет", доступ к которой у контрольно-счетных органов уже есть. Поэтому вопрос доступа ревизоров к региональным/ муниципальным информационным системам становится принцпиально важным в зависимости от того, какого уровня контрольный орган проводит проверку.

Перечень государственных и муниципальных информационных систем, которыми могут заинтересоваться контрольные органы, а также круг вопросов, к которым им может быть предоставлен доступ, очевидно, будет определяться на практике и, скорее всего, станет предметом подзаконных нормативных актов. Ведь эта новая норма уже сейчас вызывает много вопросов. В частности, кто, как, в какой срок и на какой период времени должен предоставлять доступ ревизорам? Дело в том, что сами объекты контроля, чаще всего, не являются операторами ГИС/МИС, а как пользователи системы получают права доступа в установленном порядке. В отличие от пользователей, оператор ГИС/МИС может дать ревизорам логин и пароль и установить границы доступа, например, в объеме прав на просмотр или более расширенный объем прав - на проверку данных (по аналогии с доступом к модулю осуществления контроля в ГИИС "Электронный бюджет"). Должен ли объект проверки - пользователь ГИС/МИС обратиться к оператору за соответствующим доступом для проверяющих с предоставленного им компьютера, либо же это должны сделать сами проеряющие - вопрос пока остается открытым...

Или же будет рассматриваться вопрос о передаче контролерам пароля сотрудника проверяемого органа/ учреждения (того же руководителя или бухгалтера)? Но это сомнительно: во-первых, ключ/пароль к системе - это, чаще всего, не просто идентификация пользователя, но и простая электронная подпись сотрудника, а условия ее получения предусматривают запрет на передачу иным лицам без оговорки, кем эти лица являются. Во-вторых, тех прав, что предоставлены сотруднику учреждения, может быть либо недостаточно ревизору (например, если это лишь право просмотра), либо, наоборот, объем прав сотрудника будет выходить за рамки необходимого КСП (если это права на внесение изменений в данные системы).

Как видим, проблема намного глубже, чем просто передача пароля, и в этой связи потребуется издание определенной нормативной базы. Однако, есть и явный положительный момент: возможно, получение доступа к информационным системам освободит проверяемые органы и учреждения от предоставления ревизорам большого объема скан-копий и бумажных копий документов, уменьшив тем самым излишние трудозатраты на их изготовление.



Система ГАРАНТ: base.garant.ru

Бесплатная консультация эксперта
Оставьте заявку и наши эксперты проконсультируют по любому вопросу.