19 СЕНТЯБРЯ

ПОДРОБНЕЕ

0 Корзина 0 руб.
Весь сайт

Переходим на УПД вместе

20 Февраля 2018

Универсально передаточный документ (УПД) появился четыре года назад, но до сих пор часть компаний откладывают переход на новую форму документооборота.
Главный бухгалтер компании «ИнфоСофт» Нина Казачкова рассказала, почему нужно использовать УПД уже сегодня.

УПД действует с октября 2013 года, его ввело и узаконило письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@.
С тех пор этим документом можно и, как подчеркнул эксперт «ИнфоСофт», нужно пользоваться. С помощью УПД можно оформить поставку товаров, услуг и работ, а также передачу имущественных прав. Форма УПД


    УПД.JPG

У нововведения есть как плюсы, так и минусы. Из положительных моментов — сокращается количество документов, которые мы получаем при передаче или получении товара/услуги.

– При покупке или передаче товара мы используем документ ТОРГ-12, – рассказывает Нина Казачкова. – Если организация работает с НДС, то ей обязательно нужно выписать счет-фактуру. То есть нужно передать два физических документа, которые сами по себе говорят, что я передаю один и тот же товар. Универсальный передаточный документ объединил счет-фактуру и ТОРГ-12/Акт об оказании услуг.

Переход на УПД исключает путаницу в документах 

В УПД появилась подпись ответственного лица, подтверждающего факт сделки. Раньше было "груз отпустил" и "груз получил", сейчас добавилась подпись, подтверждающая факт хозяйственной жизни. Появление новых граф для подписи немного усложнило работу, но в то же время это исключает фиктивные сделки.

Несмотря на то, что переход на новый документооборот не требует особых трудозатрат, а также, что законодатель призывает нас перейти на УПД, предприниматели не спешат уходить от привычной схемы. Но специалист «ИнфоСофт» уверен, что скоро ситуация может кардинально измениться. В Фирме 1С уже есть негласное правило использовать УПД, а как многим известно, Фирма 1С всегда первой узнает о грядущих изменениях:

– Сейчас при электронном документообороте (ЭДО) у нас возникают различные проблемы. При отправке актов об оказании услуг, участились случаи, что документ по каким-то техническим причинам не уходит, но в случае, когда проставить УПД, он уходит очень хорошо. Когда мы стали разбираться с оператором ЭДО, они нам сказали, что это негласное правило 1С. Я предполагаю, что в ближайшее время нас обяжут перейти на УПД, волна уже пошла. Сейчас нам диктуют правила, что электронный документооборот должен увеличиваться. Я только поддерживаю это, зачем нам эти бумаги, если есть возможность электронного обмена. 1С как всегда своевременно внедряет изменения, о которых многие еще даже не знают.

Как перейти на УПД?

Для того, чтобы осуществить переход на УПД, компания должна решить несколько вопросов.

Утвердить форму передаточного документа. Для этого можно взять в качестве шаблона официальную форму, доведенную Письмом ФНС от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@. При необходимости официальную форму можно доработать под свои конкретные потребности и дополнить реквизитами. Важно при этом, чтобы все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством, были в таком документе. Официальная форма их содержит.

Организовать работу структурных подразделений компании с передаточным документом. Здесь можно разработать регламент работы, оформления, хранения таких документов (можно обойтись и без регламента, разработав памятку для сотрудников или подготовив соответствующие инструкции). Установить, в каких случаях при оформлении хозяйственных операций должны использоваться универсальные передаточные документы.

Решения компании следует отразить в учетной политике

После того, как внутриорганизационные вопросы решены, в адрес основных контрагентов рекомендуется направить уведомление о переходе на УПД. Оно носит исключительно информационный характер и ни к чему не обязывает. Но его лучше направить, чтобы заблаговременно подготовить контрагентов к новому порядку взаимодействия и при наличии разногласий решить все имеющиеся вопросы. Письмо можно подготовить в произвольной форме.

К использованию в расчетах передаточных документов можно перейти и по уже заключенным и исполняющимся договорам. Но здесь может потребоваться оформление дополнительного соглашения к договору. Нередко в условиях договора стороны предусматривают, что расчеты осуществляются на основании счетов-фактур, ТОРГ-12 и акта об оказании услуг. При наличии таких условий в договорах компании, по которым компания хочет начать применять УПД, в адрес контрагента следует направить дополнительное соглашение с предложением изменить данные условия.

Можно ли начать применять универсальный передаточный документ с середины года?

– Нормативно мы применяем учетную политику в начале года. В ней главный бухгалтер задает себе правила ведения учета по стандартам бухгалтерского учета, – отвечает на вопрос Нина Казачкова. – Выбираем способ учета и документы, которыми мы будем пользоваться в рабочем процессе. Если я там написала акт, то по логике я должна целый год проработать на акте. Но есть статья [Консультация эксперта, УФНС России], которая гласит, какие изменения в законодательстве могут проходить в течение года, УПД является таким же изменением. Если я приняла решение перейти на УПД в феврале или в любое другое время, я могу внести изменения в учетную политику, не переписывать ее полностью, а именно сделать изменение. Это нам по закону можно.

Небольшие трудности перехода есть, и одним взмахом волшебной палочки не перейдешь, но это можно сделать, и чем быстрее, тем лучше