Top.Mail.Ru
Заказать консультацию
специалиста 1С
Отправить заявку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Система внутреннего контроля для налогового мониторинга. С чем поможет 1С

Зоркальцева Валерия Посмотреть все статьи >> Старший консультант по внедрению 1С франчайзинговой сети "ИнфоСофт".
04.08.2022
8776
Время прочтения - 15 мин.
Заказать консультацию

Управление рисками практикуется в большинстве крупных предприятий и регламентируется различными структурами, например, Кодексом корпоративного управления, разработанным Центральным банком. Предприятия формируют и утверждают документ «Положение об СВК», или «Политику внутреннего контроля», которое публикуется для инвесторов.

Учет рисков бизнеса может относиться к различным областям, например, политические риски, репутационные, риски ликвидности и т.д.

А в данной статье мы поговорим об управлении рисками в целях налогового мониторинга. Теории – минимум, практики в 1С – максимум!


Что такое СВК

Требования к организации системы внутреннего контроля участников налогового мониторинга вступили в силу в 2017 году и с тех пор совершенствуются. На 2022 год актуальный документ Приказ ФНС № ЕД-7-23/518@ от 25.05.2021 (далее по тексту – Приказ № 518)

Система внутреннего контроля (СВК) — это комплекс процедур и методов, действующих в компании и направленных на соблюдение актуального законодательства, защиту собственных активов и информации, подготовку достоверной и корректной бухгалтерской и финансовой отчетности, выявление и устранение ошибок как в учетных записях, так и во внутренних процессах компании в целом.

С момента перехода на налоговый мониторинг и до его окончания, если налогоплательщик примет решение вернуться на классический режим взаимодействия с ФНС, предприятие должно вести учет рисков, контрольных процедур и отчитываться в налоговый орган ежеквартально.

Положение о системе внутреннего контроля должно содержать:

  • Цели и задачи системы внутреннего контроля;

  • Компоненты и принципы внутреннего контроля;

  • Перечень участников процесса внутреннего контроля и их функции;

  • Основные этапы процесса системы внутреннего контроля;

  • Перечень рисков и контрольных процедур;

  • Оценку эффективности системы внутреннего контроля;

  • Термины и определения.


Какие бывают риски. Терминология

Налоговый риск — это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого организация, принявшая то или иное решение в области налогообложения, может потерять или не получить ресурсы, утратить возможную выгоду или понести финансовые либо репутационные убытки. Проще говоря, налоговые риски угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.

Риски могут быть различные, например, занижение доходов или налоговой базы, завышение расходов, неправомерное применение льготы и другие. Риски классифицируются по виду налога, категории, направлению риска и так далее.

Контрольная процедура — действие, позволяющее исключить или снизить вероятность реализации риска или предотвратить его последствия.

Перечень контрольных процедур предприятие формирует самостоятельно на основе анализа причин возникновения рисков и оценки их последствий. Описание контрольных процедур должно содержать характеристики, квалификацию и порядок их проведения.

Инцидент — реализация риска.

Реакция на инцидент — действие, нацеленное на исправление негативной ситуации, к которой привела реализация риска.

Мероприятие — обобщенный термин для контрольных процедур и реакций на инциденты.





Отражение рисков в учетной системе

Подсистема «Управления рисками» представлена в трёх программных продуктах 1С:

№ п/п

Конфигурация 1С

Расположение в разделе

1.      

1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО (далее – 1С:НМ)

Налоговый мониторинг

2.      

1С:Управление холдингом (далее – 1С:УХ)

Корпоративные налоги

3.      

1С:ERP. Управление холдингом (далее – 1С:ERP. УХ)

Корпоративные налоги

Подсистема «Управление рисками» идентична во всех трёх тиражных решениях, соответствует основным требованиям Приказа № 518 и позволяет:

  • выполнить общие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля и управлению рисками;

  • вести учет рисков и контрольных процедур в соответствии с требованиями ФНС России;

  • формировать и отправлять отчеты, утвержденные ФНС России;

  • анализировать информацию по рискам и СВК.

Основные процессы подсистемы «Управление рисками»:

  • Регистрация рисков;

  • Планирование и регистрация контрольных процедур по предупреждению рисков;

  • Планирование реакций на инциденты - мероприятий для минимизации ущерба от инцидентов реализации рисков;

  • Регистрация инцидентов и реакции на них;

  • Анализ информации о рисках, контрольных процедурах, инцидентах;

  • Заполнение и отправка регламентированной отчетности.

Стоит обратить внимание на то, что в конфигурациях 1С:УХ и 1С:ERP. УХ есть отдельный раздел «Управление рисками», он относится к рискам бизнеса. Тем не менее, справочники «Риски», «Контрольные процедуры», «Инциденты» и «Реакции на инциденты» едины как для рисков бизнеса, так и для рисков налогового мониторинга.

1.png

Рисунок 1. Управление рисками в разделах 1С:УХ и 1С:ERP. УХ


Как видно по рисунку 1, подсистема управления рисками для бизнеса содержит гораздо больше видов данных, которые не требуются для учета налоговых рисков. А в подсистеме раздела «Корпоративные налоги» справочники содержат только элементы, предназначенные для налогового мониторинга. Поэтому пользователю, как правило, удобнее использовать данный вариант для работы.

В статье рассмотрен функционал на примере 1С:НМ.

В первую очередь необходимо заполнить справочник «Риски» списком рисков, утвержденных в положении об СВК вашей организации.

Риски

Навигация: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Риски налогового мониторинга

2.png

Рисунок 2. Форма справочника "Риск", основные данные


Закладка «Основные данные»

Вероятность, оценка последствий, класс ущерба и уровень риска заполняются в соответствии с утвержденными в Положении об СВК конкретного предприятия (п. 5.13. главы V. Выявление рисков Приказа № 518).

1. По кнопке «Шестеренка» открывается форма настройки матрицы рисков. Необходимо настроить её в соответствии с утвержденной матрицей в «Положении об СВК» предприятия.

3.png

Рисунок 3. Матрица установки уровней риска


Справочник «Категории ущерба» также можно открыть отдельно: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Категории ущерба

4.png

Рисунок 4. Настройка категории ущерба


2. Внимание! Важно установить флаг «Учитывать в налоговом мониторинге», для того чтобы риск попал в регламентированный отчет.

Область риска. Например, занижение доходов, завышение расходов или убытков. Закрытый перечень соответствует приложению № 21 к Приказу № 518;

Направление риска – соответствует приложению № 20 к Приказу № 518;

Код налога – соответствует приложению № 22 к Приказу № 518;

Категория риска: общие или отраслевые риски (п. 8.2 главы VIII. Представление информации о рисках Приказа № 518);

Описание – выводится в отчет «Риски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга».

Закладка «Дополнительно»

5.png

Рисунок 5. Форма справочника "Риск", дополнительно


Тип контекста – справочник, заполняется самостоятельно.

Источник контекста – доступен выбор любого типа данных системы.

Источник риска – справочник.

ЦФО (центр финансовой ответственности) – справочник «Организации».

6.png

Рисунок 6. Форма справочника "Риск", причины и последствия


Закладка «Причины и последствия»

Текстовые поля в регламентированные отчеты не выводятся.

На основании Риска доступно создание Инцидента и Мероприятия.

Инциденты

Навигация: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Инциденты

7.png

Рисунок 7. Форма справочника "Инцидент". Данные об инциденте


Закладка «Данные об инциденте»

При создании на основании Риска основные поля заполняются автоматически.

Необходимо заполнить описание инцидента и оценку прогнозного ущерба.

8.png

Рисунок 8. Форма справочника "Инцидент". Реакции на риск


Закладка «Реакции на риск»

Доступно добавление нескольких мероприятий.

Контрольные процедуры

Навигация: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Контрольные процедуры

Для планирования контрольных процедур нужно создать шаблон мероприятия с видом «Контрольные процедуры», и на его основании создавать мероприятия с соответствующим видом.

9.png

Рисунок 9. Шаблоны и мероприятия "Контрольные процедуры"


Создание шаблона контрольной процедуры

10.png

Рисунок 10. Шаблон мероприятия "Контрольная процедура". Основное


В шапке необходимо установить флаг «Учитывается в налоговом мониторинге», при необходимости - «Отслеживать прогресс выполнения», «Использовать контроль затрат» и «Контролировать последовательность действий».

На закладке «Основное» необходимо заполнить все предлагаемые реквизиты.

Реквизит «Направление выявления рисков» отображается только при установленном флаге «Учитывается в налоговом мониторинге».

11.png

Рисунок 11. Шаблон мероприятия "Контрольная процедура". Стадии


На закладке «Стадии» заполняется список стадий и длительность в днях. Прогресс выполнения может быть заполнен вручную либо рассчитан автоматически с помощью команды «% Пропорционально»

12.png

Рисунок 12. Справочник "Стадии мероприятий"


13.png

Рисунок 13. Настройка стадии мероприятия


Стадии мероприятия – это справочник. В нём настраивается длительность в днях, возможность прикреплять файлы и итоговый документ. В табличной части можно настроить тип итогового документа из системы. Представление документа заполняется автоматически с возможностью ручной корректировки.

Также доступна возможность добавить текстовое описание.

Создание контрольной процедуры на основании шаблона

14.png

Рисунок 14. Форма документа «Контрольная процедура». Основное


На основной закладке необходимо заполнить наименование контрольной процедуры, ЦФО, организацию, период проведения и затраты.

15.png

Рисунок 15. Форма Контрольной процедуры. Стадии


На закладке «Стадии» автоматически заполняется список стадий, настроенных в шаблоне. Необходимо указать даты начала и окончания каждой стадии.

В правой части формы отображаются поля для ввода информации о выбранной стадии. Если в настройке справочника «Стадия» установлена возможность присоединять файлы и документы, то будет доступна табличная часть «Вложения».

На закладке «Описание» – поле для текстового описания мероприятия.

На закладке «Участники» – список пользователей, участвующих в мероприятии.

На закладке «Результаты» заполняются результаты мероприятия и предписание, а также пользователь, ответственный за мероприятие.

Реакции на инциденты

Навигация: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Реакции на инциденты

Для планирования реакций на инцидент нужно создать шаблон мероприятия с видом «Реакция на инцидент» и на его основании создавать мероприятия с соответствующим видом.

Создание шаблона реакции на инцидент

16.png

Рисунок 16. Шаблон мероприятия "Реакция на инцидент". Стадии


Настройка стадий реакций на инцидент соответствует настройке стадий контрольных процедур.

17.png

Рисунок 17. Шаблон мероприятия "Реакция на инцидент". Принадлежность


На закладке «Принадлежность» заполняются риски, к которым относится данный инцидент.

Создание реакции на инцидент на основании шаблона

18.png

Рисунок 18. Форма документа «Реакция на инцидент». Основное


В шапке документа необходимо заполнить контекст – инцидент.

На закладке «Основное» заполняется наименование, тип реакции – справочник, период проведения мероприятия, фактические и плановые затраты.

Закладки «Стадии», «Описание», «Участники» и «Контексты» заполняются аналогично документу «Мероприятие» с видом «Контрольная процедура».

Информационные системы

Навигация: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Информационные системы

19.png

Рисунок 19. Список информационных систем


Справочник используется в мероприятиях и необходим для регламентированных отчетов.

Для анализа данных по управлению рисками, предусмотрены отчеты:

  • Анализ рисков;

  • Исполнение стадий мероприятия (Диаграмма Ганта);

  • Концентрация рисковых событий;

  • Матрица рисков;

  • План-факт выполнения мероприятий;

  • Затраты на ликвидацию рисков.

Подпишитесь на дайджест!
Подпишитесь на дайджест, и получайте ежемесячно подборку полезных статей.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Регламентированная отчетность по рискам

Согласно Приказу № 518 участники налогового мониторинга обязаны отчитываться по управлению рисками в ФНС России.

Регламентированные отчеты в период проведения налогового мониторинга представляются только в электронном виде.

№ п/п

Наименование отчета

Форма по КНД

Срок сдачи отчета

В 1С заполняется

1.      

Риски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга

1125308

Ежеквартально, не позднее:

1 февраля,

1 мая,

1 августа,

1 ноября

Автоматически

2.      

Контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга

1125309

Отчет представляется вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга и далее ежеквартально, не позднее:

1 февраля,

1 мая,

1 августа,

1 ноября

Автоматически

3.      

Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям

1125310

Ежеквартально, не позднее:

1 февраля,

1 мая,

1 августа,

1 ноября

Вручную

4.      

Матрица рисков и контрольных процедур организации

1125311

Ежеквартально, не позднее:

1 февраля,

1 мая,

1 августа,

1 ноября

Автоматически

5.      

Результаты выполнения контрольных процедур организации, осуществляемых в целях налогового мониторинга

1125312

Ежеквартально, не позднее:

1 февраля,

1 мая,

1 августа,

1 ноября

Автоматически

6.      

Оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации

1125313

Отчет представляется вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга и за период проведения налогового мониторинга – до 1 ноября следующего года

Вручную

7.      

Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля организации

1125314

Отчет представляется 1 ноября года, следующего за периодом проведения налогового мониторинга

Вручную

8.      

Информацию об организации системы внутреннего контроля организации

1125315

Отчет представляется вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга и ежегодно не позднее 1 февраля

Вручную

Навигация: Налоговый мониторинг / Сервис / 1С-Отчетность / Уведомления / Создать / Налоговый мониторинг

20.png

Рисунок 20. Виды отчетов по управлению рисками налогового мониторинга


Риски организации для целей налогового мониторинга

Утвержден Приложением № 1 к Приказу № 518 - КНД 1125308.

Заполняется автоматически. Одному риску соответствует одна страница:

21.png

Рисунок 21. Форма отчета "Риски организации для целей налогового мониторинга"


22.png

Рисунок 22. Печатная форма отчета "Риски организации для целей налогового мониторинга"


Контрольные процедуры организации

Утвержден Приложением № 5 к Приказу № 518 - КНД 1125309.

Заполняется автоматически. Одной контрольной процедуре соответствует одна страница:

23.png

Рисунок 23. Форма отчета "Контрольные процедуры организации"


24.png

Рисунок 24. Печатная форма отчета "Контрольные процедуры организации"


Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям

Утвержден Приложением № 3 к Приказу № 518 - КНД 1125310.

Форма заполняется вручную:

25.png

Рисунок 25. Форма отчета "Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям"


26.png

Рисунок 26. Форма ввода Риска по отдельной сделке


27.png

Рисунок 27. Форма ввода информации о сделке


28.png

Рисунок 28. Форма ввода информации о контрагенте


29.png

Рисунок 29. Печатная форма отчета "Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям"


Матрица рисков и контрольных процедур организации

Утвержден Приложением № 7 к Приказу № 518 - КНД 1125311.

Заполняется автоматически. Одна строка соответствует сочетанию контрольной процедуры и риска:

30.png

Рисунок 30. Форма отчета "Матрица рисков и контрольных процедур организации"


31.png

Рисунок 31. Печатная форма отчета "Матрица рисков и контрольных процедур организации"


Результаты выполнения контрольных процедур организации

Утвержден Приложением № 9 к Приказу № 518 - КНД 1125312.

Заполняется автоматически. Одна строка соответствует одной выполненной контрольной процедуре:

32.png

Рисунок 32. Форма отчета "Результаты выполнения контрольных процедур организации"


33.png

Рисунок 33. Печатная форма отчета "Результаты выполнения контрольных процедур организации"


Оценка организации системы внутреннего контроля

Утвержден Приложением № 14 к Приказу № 518 - КНД 1125313.

Форма заполняется вручную согласно правилам оценки, описанными в приложениях 11-13 Приказа № 518:

34.png

Рисунок 34. Форма отчета "Оценка организации системы внутреннего контроля"


35.png

Рисунок 35. Форма заполнения отчета "Оценка организации системы внутреннего контроля"


36.png

Рисунок 36. Печатная форма отчета "Оценка организации системы внутреннего контроля"


Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля

Утвержден Приложением № 16 к Приказу № 518 - КНД 1125314.

Форма заполняется вручную:

37.png

Рисунок 37. Форма отчета "Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля"


38.png

Рисунок 38. Форма заполнения отчета "Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля"


Печатная форма не предусмотрена.

Информация об организации системы внутреннего контроля

Утвержден Приложением № 18 к Приказу № 518 - КНД 1125315.

Форма заполняется вручную по каждому разделу. Дополнительно возможно прикрепление файла скан-копии «Положения о системе внутреннего контроля»:

39.png

Рисунок 39. Форма уведомления "Информация об организации системы внутреннего контроля"


Выводы

Как видно, подсистема управления рисками позволяет вести учет рисков, контрольных процедур и реакций на инциденты в ручном режиме и автоматически заполнять квартальные отчеты. Однако автоматическое выявление рисков и отражение инцидентов не реализовано. Система автоматически не создаст факт наступления инцидента, например, при возникновении неполного отражения первичных документов или завышения расходов.

Возможно, в будущем, когда и если ФНС России сформирует и утвердит библиотеку рисков, то и в типовых решениях 1С появятся возможности автоматического отражения инцидентов. После этого подсистема управления рисками будет не только системой сбора информации для формирования и сдачи регламентированной отчетности, но и реальным инструментом управления налоговыми рисками предприятия.

На текущий момент фирма 1С отдает автоматизацию на откуп самих предприятий, которые при наличии штата могут самостоятельно разработать необходимый функционал, либо обратиться к партнерам 1С, имеющим большой опыт.


Заказать консультацию специалиста 1С
Оставьте заявку и наши эксперты проконсультируют вас по данной статье.
Отправить заявку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Рассказать друзьям
Налоговый мониторинг
Вам может быть интересно: