Top.Mail.Ru
Заказать консультацию
специалиста 1С
Отправить заявку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Атмосфера в коллективе

20.12.2021
1586
Время прочтения - 8 мин.
Заказать консультацию

Оглянитесь вокруг. Посмотрите на своих коллег. Что вы видите? Что ощущаете? Что происходит с вашими коллегами? Смеются? Сосредоточено работают? Пьют кофе или обсуждают проект? Хотя, на самом деле, важен ответ на другой вопрос. Нравится ли вам то, что вы видите? Культура и атмосфера, которая царит в вашей команде, вас устраивает?

Многие скажут: да, какая разница смеются они или нет, их задача выполнить задачи, они за это получают деньги. И мы в корне с вами не согласимся. А когда случится очередной кризис и мир снова изменит свои границы, например, работать на Москву станет еще в разы легче из периферии, так же ли эти люди, которые просто ходят сюда за деньгами, останутся в вашей команде? И если раньше мы говорили о конкуренции за кадры на уровне страны, то сейчас у нас остро встает вопрос о мировых компаниях.

Без сотрудников не существует ни руководителей, ни компаний. Без людей нам нечего будет производить и предлагать рынку. И все еще в мире ит-цифровизации на первом месте должна стоять забота о людях.

Даже ИТ-шники, которые, кажется, взаимодействуют в основном с компьютером и не особо нуждаются в общении с людьми, ждут заботы к себе, поддержки, обратной связи. Мы говорим о программистах, людях творческих. Основной их ресурс - мозг. И этот мозг должен прибывать в состоянии спокойствия, творческого порыва и состоянии потока.

Сегодня у нас достаточно инструментов контроля и взаимодействий. Процессы отлажены до каждого винтика. Но долго ли работает это без энергии, культуры, эмоций? Скорее всего, нет. На фоне быстро меняющегося мира и поколений необходимо быть «веселым аниматором». И это не плохо, потому-то арсенал инструментов «веселого аниматора» сильно шире «невеселого».


1. С чего начать? Конечно, с себя

Каждое действие компании и ваше лично должно быть направлено на создание отношения вокруг этих людей. Если вы не довольны чем-то в компании и постоянно смотрите на рынок, никто из них не будет любить в компании ничего. Это невозможно. Подумайте, а что вас не устраивает и зачем вы вообще на этом конкретном месте? Вопрос «Зачем» обладает магической силой и является самым важным инструментом деятельности любого лидера. Зачем я каждый раз запускаю компьютер и отвечаю этим людям? Зачем я пытаюсь внедрять новые проекты? Мне так сказали сверху или я хочу принести пользу? Ответьте на этот вопрос без лжи сами себе. Возможно, вы не на своем месте?


2. Адаптационные беседы – обязательная часть ввода в должность

Это не просто выдать памятку и сказать, за какой стол сесть. Это важный рабочий ритуал. С этой встречи на все последующее время вы заключаете с друг другом психологический контракт.

Вещи, которые стоит проговорить с сотрудником:

  • Отпуска, как брать, как предупредить, как планировать и от чего зависит график;

  • Распорядок дня: когда обед, когда домой и что происходит, если ты опоздал;

  • Форма одежды и принятые порядки в компании;

  • Корпоративные мероприятия и правила: на «ты» или на «вы»; что делать, если у тебя день рождения; почему так важны корпоративы; как общаться с вами конкретно и с ребятами в отделе; принято ли шутить друг над другом; какие есть ритуалы и традиции;

  • Штрафы и поощрения. За что будет больно и насколько сильно. Что ни в коем случае нельзя допускать, список корпоративных ценностей в помощь.

  • Про системы обучения, регламенты и расчет ЗП. Только поверхностно. В первый день мозг не может вместить весь объем информации. Поэтому рассказываем приближенно и сразу назначаем для каждого пункта отдельные встречи - так как вопросы серьезные, очень важные для сотрудника.

  • Организационная структура компании. В какой точке схемы находится ваш новый человек и куда ему нужно будет пойти в случае разных вопросов.

  • Важнейшим моментом для сотрудника является психологическая безопасность. Личным разговором вы расставляете четко приоритеты, что можно и что нельзя, как себя вести и в какую атмосферу попадет человек. Важно показать и убедить сотрудника, что он может говорить открыто, если его что-то не устраивает, и что он может пойти к вашему руководству, если не может найти контакт с вами. Что лучше все проблемы обсудить сначала внутри и попробовать найти решение. И только потом размещать резюме.

*****************************************************************

Если что-то не устраивает, приди и расскажи. Я сделаю все возможное, чтобы решить этот вопрос.

Если мы не договоримся, то обнимемся и расстанемся друзьями.

*****************************************************************

  • Рассказать, что человек может прийти с любыми инициативами и предложениями. И его святая обязанность добиться от вас рассмотрения вопроса. Результатом должен стать план действий или причины отказа от этой идеи.

Бумаги и памятки не донесут тот контекст и ваше видение. Они подходят для указания общей информации о компании и контактов, куда можно обратиться. Важно то, как вы говорите и какой смысл вы вкладываете в этот обряд посвящения.

Важно понимать, что адаптационные беседы не заканчиваются на одной встрече в рамках первого рабочего дня. Они должны проводится на протяжении всего испытательного срока. В нашей компании, например, раз в месяц. Это комплексная работа руководителя, тимлида, наставника, HR, поэтому важно, чтобы они слышали друг друга и шли к одной общей цели – сохранение, развитие сотрудника и отдела в целом.


3. Но и это еще не все

Помимо новичков есть «старенькие» сотрудники, которые тоже нуждаются во внимании, поэтому помимо адаптационных встреч есть встречи по удовлетворенности работой. Принято их разделять. Пул вопросов отличается, но цель одна.

Составьте график общения. И отмечайте с кем поговорили и с кем планируете и когда. Для кого-то из сотрудников важно пообщаться с вами каждый месяц. А кому-то достаточно и раз в полгода.

Фиксируйте основные моменты встречи. На что обратить в следующий раз внимание, какие задачи необходимо поставить себе и выполнить. Не забывайте отчитываться о взятых задачах. Соблюдение договорённостей - обоюдный процесс.

После встречи попросите сотрудника написать вам небольшое сообщение. Или фиксацию ваших договорённостей. Так же это может быть «мои мысли по встрече».


Подпишитесь на дайджест!
Подпишитесь на дайджест, и получайте ежемесячно подборку полезных статей.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

4. Обратная связь

Все руководители про нее забывают. И вообще, как-то исторически во многих компаниях принято: если не ругают, значит все хорошо. Это уже давным-давно не истина. Рано или поздно сотрудник, который полностью отдается работе, но не слышит ничего в свой адрес, задаст себе простой и правильный вопрос: «А все ради чего?». Отсутствие обратной связи способствует потере интереса, обесцениванию труда сотрудника.

Обратная связь бывает эмоциональная (ты молодец, ты супергерой и т.д) и развивающая (ты очень круто написал этот код, но не уложился в сроки, в следующий раз хочется, чтобы ты это сделал в 2 раза быстрее).

Важно только не забывать, что сотрудники чувствуют, когда это делается для галочки, а когда искренне.


5. Место для общения

Невозможно культивировать атмосферу взаимного уважения и доверия без общения между участниками подразделения. А для этого необходимо создать место. Это может быть корпоративный мессенджер или любой из существующих: вотсап, телеграмм и т.д. Разделять ли чаты на рабочие и с «шуткой юмора» или оставлять все в одном месте решать в зависимости от состава группы, количества участников, общности и задач, выполняемых разными людьми. Оно должно быть безопасным. Люди должны иметь возможность спокойно высказываться на любую интересующую их тему.

Если вы держите достаточную дистанцию создайте два чата: рабочий с вами - для донесения важной информации и обсуждения рабочих вопросов; второй - с юморком, но уже без вас. Лично я считаю, что эти вещи разделять нельзя. В любой работе должно быть место отвлечению от работы.


6. Создание уюта 

Многие недооценивают этот фактор. Вот 4 стены, стол и компьютер. Что еще надо для счастья? Но он по-прежнему является одним из базовых потребностей. Какие штуки просто и быстро сделать?

  • Тапочки. Можно разрешить ходить по офису в тапочках или пижаме.

  • Фотографии. Нет, это не должны быть фото вашей семьи, собак и котят. Это фото отдела или какие-то мемы, не оскорбляющие никого, но подчеркивающие индивидуальность и взгляды ваших ребят. Выделите стену или фотоальбом, где вы можете сохранять все картинки и фотографии важные для отдела и компании.

  • Место для чая, кофе, кружек, печенек.

  • Постеры, сувенирка, отражающая дух вашей команды и взгляды участников.

  • Игры настольные или компьютерные.

  • Релакс-уголок, где можно посмотреть мультики после обеда или фильм вечером всем отделом.

Все вещи, которые вы будете вешать на стены, клеить в альбом, публиковать в чаты не должны носить оскорбительный характер.


7. Любое совместное деланье чего-либо лучше неделанья 

Заведите свои традиции, открытие летней террасы, пускание корабликов с первыми проталинами, тайный санта, спасибки, настольные игры, онлайн квизы, походы в лазертаги или театры. Причем совместное деланье можно сделать и в рабочем формате: запуски новых форматов работы, продуктов, инноваций.


8. Удаленка 

К сожалению, вместе с отличными возможностями удаленка может повлечь за собой некоторые риски, такие как потеря контакта с командой, снижение информированности, уровня доверия, изменение атмосферы в коллективе – в общем, потерей всего того, что «строилось» годами, всего того, во что руководители обычно вкладывают море сил и энергии.

Чтобы избежать этих сложностей, старайтесь как можно чаще встречаться со своими сотрудниками по видеосвязи. И это могут быть как стендапы по рабочим моментам, так и неформальные встречи, чтобы обменяться новостями, узнать настроение друг друга. Пятнадцать минут в конце рабочего дня вам погоды не сделают, зато это сплотит команду и, как итог, повысит эффективность.

Можно запускать челленджи – самые обычные, не отнимающие много времени. Скинуть фото своего кота или вид из окна. Любая идея, которая вовлечет всех в совместное обсуждение, подойдет.

И по возможности зовите сотрудников в офис, устраивайте встречи, т.к. никакая видеосвязь не даст такого обмена энергией как личная встреча. Это могут быть собрания отдела, ретроспективы, а также совместные завтраки или обеды за обсуждением интересных тем. Может быть, вечерние неформальные встречи за игрой в настольные игры и т.д.


При использовании всех этих инструментов нужно помнить одну важную вещь - ваше подразделение не должно отсоединяться от всей компании. Если из-за вашего мероприятия, они не поедут на общий корпоратив, то вы не атмосферу построили, а компанию, которая завтра выйдет из состава и развалится.

В итоге, хочется сказать, полюбите людей, ведь на работе мы проводим треть своей жизни. Если вы не хотите поделиться с командой вашими фотографиями с полета на вертолете, то как вы с ними пойдете в разведку?

 

Ведущий менеджер по подбору и развитию персонала Алена Мисьянкина

Руководитель департамента автоматизации бизнеса Марина Ершова


Заказать консультацию специалиста 1С
Оставьте заявку и наши эксперты проконсультируют вас по данной статье.
Отправить заявку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Рассказать друзьям
Управление персоналом
Вам может быть интересно: